ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ: +7-3412-478899, +7912-853-55-60 Skype: ivanvost1.ru
Home Статьи СТЫД

АНОНС

               24 - 26 ноября 2017 г. состоится СТАРТ 
 программы профессиональной подготовки гештальт-терапевтов

 «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ» в г. Ижевске.

Запись на собеседование по тел. 8(3412)-47-88-99  (подробнее) 



СТЫД

В этой статье я хочу выразить свое понимание стыда, сформировавшиеся за время моей работы с клиентами, а также в результате собственной рефлексии данного переживания и осмысления анализа моих коллег.
Прежде чем мы начнем говорить о стыде, проведу небольшой литературный экскурс. Первое упоминание о стыде мы можем прочитать в Библии. Уже на первых страницах Библии мы можем прочитать следующее: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Между тем до момента грехопадения «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2, 25). Философы древности также писали про стыд. Так, например, Аристотель писал: «Стыд определяют как своего рода страх дурной славы, и он доходит почти до такой силы, как страх перед ужасным…». (Аристотель, «Никомахова Этика»). Бенедикт Спиноза писал: «Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают».
Психотерапия, конечно же, не осталась в стороне от данного феномена, оно и понятно, именно психотерапевты в своей работе часто встречаются со стыдом (явным или подавляемым) у клиента в ходе проводимой психотерапии. Но здесь тоже не все однозначно, поскольку каждая школа понимает стыд по-своему. Так, например, в психоанализе стыд является «золушкой отрицательных эмоций», он рассматривается как результат действия «…высшей инстанции в структуре душевной жизни,… выполняет роль внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующего поведение индивида в целом и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.
Известный американский психолог Кэррол Изард, один из создателей теории дифференциальных эмоций, приводя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании: «Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т.д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения»( ).

В гештальт-терапии существуют различные взгляды на природу стыда. Один взгляд на стыд как самокритику, непринятие себя, как следствие детской травмы. И другой взгляд,- стыд, как регулятивная функция при сближении с другим человеком (О.В. Немиринский). На мой взгляд, эти две позиции не противоречат друг другу, не смотря на кажущееся противоречие, а лишь рассматривают разные аспекты стыда.

Однако, в чем все авторы и исследователи стыда едины, так это в феноменологическом описании стыда. Феноменологически стыд проявляется отведением взгляда в сторону, отворачиванием или опусканием головы, возможно даже прикрытие глаз руками, разворачиванием тела в сторону или съеживанием, покраснением кожи на лице, тело стремится свернуться «в клубок». Основной импульс,- спрятаться, «провалиться сквозь землю», убежать.

Исходя из этого описания уже понятно, что стыд, это что-то такое неприятное и лучше бы его не испытывать совсем. Но так ли все однозначно? И возможно ли вообще такое? Предлагаю и эти вопросы рассмотреть далее.
И начать свои рассуждения о стыде мне хочется с понятия возбуждение. В гештальт-терапии этот термин используется для обозначения повышенной энергетической мобилизации организма. Оно возникает при сильной заинтересованности в чем-либо или ком-либо и проявляется в последующем глубоком контакте. Например, если я ничего не хочу или не осознаю в данный момент своего желания, то я нахожусь в относительно спокойном состоянии. Но вдруг зазвонил телефон, и у меня возник интерес, кто мне звонит? Этот интерес как раз и есть возбуждение, именно оно мобилизует мою энергию, побуждая меня к определенному действию, в данном случае, взять телефон. В дальнейшем мое возбуждение может, как вырасти, если например мне звонит кто то, кто значим для меня, так и наоборот, может снизиться, если звонивший мне не представляет для меня никакого интереса. Так или иначе, мы постоянно испытываем возбуждение, которое связано с окружающей нас средой. Но какое это отношение имеет к стыду? Я считаю, оно имеет непосредственное значение, выступая противовесом возбуждению. Стыд - это переживание, которое возникает при контакте с другим, только его функция направлена не на поддержание возбуждения, а наоборот, на сдерживание его. И в таком случае мы можем говорить о стыде, как о определенной разновидности тревоги. Напомню, в гештальт-терапии тревогой называется то, что блокирует возбуждение.

Из психологии мы знаем, чувства выполняют две основных функции, сигнальную и регулятивную. Таким образом, стыд - это реакция организма, сигнал, что человек открыт перед взором другого, что он видим. Стыд, появляется именно тогда, когда мы приближаемся и становимся видимыми. Но не просто увиденными, а «обнаженными» в чем-то, что нам трудно предъявлять другим, что мы скрываем от мира. Отсюда вытекают сразу два главных момента. Во-первых, стыд связан с вопросом, какой я? И второй важный момент - это взор другого. Касательно первого момента, здесь рождаются вопросы: “Каким я себя вижу? Принимаю ли я себя, свою ценность в этом мире? И есть ли у меня ощущение, что я достаточно принят миром?” Под миром я понимаю в первую очередь других людей и в частности родителей, учителей, друзей и т.д.. Или у меня нет такого ощущения и тогда есть ощущение недостаточности в принятие меня миром и самого себя. В этом случае для меня будет характерным чувствовать себя недостойным в контакте с другими. Отсюда появляется естественное желание спрятаться, не высовываться. Второй момент относится к взгляду другого, когда на меня смотрят, меня видят. И здесь возникают вопросы: “Каким меня видит другой? Примет или отвергнет меня другой?” Совокупность, ощущение недостаточности и взгляд другого это то что пробуждает стыд. Не бывает стыда без другого. Конечно, чаще всего человек не испытывает стыд при каждом взгляде на него, хотя и такие случаи в клинической практике есть.

Относительно регулятивной функции стыда, то здесь можно отметить, в первую очередь, то, про что я уже написал в начале статьи. Стыд выполняет регулятивную функцию, подавляя возбуждение, которое человек испытывает при приближении к другому (здесь речь идет не только о физическом сближении, но и о психологическом), тем самым влияет на наше поведение. Известный факт, что когда мы сближаемся с кем-либо, то естественной реакцией организма является возбуждение. И чем ближе мы «подходим», тем все больше возбуждения мы испытываем. Это легко можно проверить при помощи разных экспериментов. Если возбуждение становиться сложно переносимым и у человека есть трудности с самоподдержкой, да к тому же среда ее тоже не дает, то в этот момент часто возникает стыд, который останавливает это возбуждение. Не бывает стыда без возбуждения. Причем не просто возбуждения, а возбуждения, связанного с другим. Итак, регулятивная функция стыда направлена на сдерживание сильного возбуждения. Когда человек предстает пред другим, то возбуждение, которое он испытывает, требует выражения в моторной экспрессии, в действии, в то же время, ощущение недостаточности (что я не так хорош, умен, красив и т.д.) порождает страх быть не принятым в своем проявлении, пристыженным, отвергнутым, провоцирует возникновение стыда. В этом смысле стыд останавливает человека от действия, которое для него является рискованным, «обнажающим». Для большего понимания приведу пример. Клиент в свои 25лет ни разу не имел сексуальной близости. Об этом он смог мне признаться на восьмой встрече. До этого он говорил, как сложно выступать ему перед аудиторией, выражать несогласие руководству и разные другие примеры трудности социального контакта. Но, как выяснилось, все это не так его беспокоило, как вопрос сексуальных отношений, вернее, их отсутствие. Сказать про это мне, предъявить себя девственником, ему было очень стыдно. На протяжение практически двух месяцев его стыд блокировал его желание открыться передо мной. С его слов, я - первый кому, он в этом признался. На мой вопрос, почему он раньше не говорил мне об этом? Он сказал, что ему было очень страшно, что я его не пойму, и он даже думал, что я буду смеяться над ним, поэтому он даже соврал, что у него есть девушка. Этот молодой человек чувствовал себя не таким, как все мужчины, и одна только мысль сказать про это ввергало его в стыд. В данном примере стыд удерживал от открытости до той поры, пока клиент не почувствовал достаточный уровень безопасности и принятия его мной. Итак, сам по себе стыд не является чем-то ужасным, таковым его делает сам человек, вернее его неспособность поддержать себя в этом переживании. Каждый из нас имеет данное чувство, исключением являются люди с выраженным психопатическим опытом.

Я выделяю четыре основных сферы, в которых проявляется стыд. Первая, социальная, это когда человек стыдиться своего социального статуса или происхождения. Например, если родился в деревне, или некоторые стыдятся своих родителей, в особенности, если они пили. Сегодня, в так называемый век потребления, многие, кто испытывает финансовые трудности, стыдятся про это говорить, и т.д.
Другая сфера связана с физической стороной, телом. Кто-то стыдится своего роста, слишком высокого или низкого, кто-то считает себя слишком толстым или, наоборот, худым, кто-то стыдится рыжего цвета волос или лысины, длинного носа, кривых ног, больших ушей,- и этот список можно продолжать и продолжать.
Третья сфера - это интеллектуальная сфера. Возникновение стыда часто может быть связано с незнанием чего-то, особо ярко он представлен в учебной среде. По моим наблюдениям, начинающие психотерапевты, проходящие обучение гештальт-терапии, чаще всего боятся не столько работы с клиентом (в учебных сессиях), сколько дальнейшего разбора с супервизором. Одна только мысль о том, что они могут выглядеть некомпетентными, вгоняет их в стыд.
И четвертая сфера обозначена мной как эмоциональная. Это тогда, когда человек стыдится проживать, выражать свои переживания. Например, парню нравится девушка, но он не может выразить ей свои чувства. Как только он к ней приближается, тут же появляется чувства стыда, которое блокирует выражение чувств к девушке. Переживание близости с другим у многих людей вызывает стыд. Эмоциональная интимность подразумевает под собой особую открытость и проникновение в личную сферу, где сокрыто все, что человек скрывает от внешнего мира и даже от самого себя. Мне не раз доводилось видеть, как уверенный брутальный мужчина начинал испытывать стыд при предъявлении своих переживаний. Я помню, как мне самому было сложно в психотерапии впускать другого. Даже понимание того, что передо мной профессионал, и его задача - это помогать мне, не успокаивала меня.

Все эти зоны лишь условное разделение, общее между ними то, что стыд имеет интерпсихическую природу. Другими словами, стыд - это не что-то такое, что принадлежит только мне, а это то, что имеет отношение и кому-то еще. Если есть стыд, значит, есть некий опыт, что я недостаточно … И в этом опыте есть всегда кто-то другой. У стыда есть всегда кто-то конкретный, реальный, кто прямо или косвенно провоцирует возникновение данного переживания. Не бывает стыда без того, кого я стыжусь. Иногда этот “другой” интериоризирован, т.е. человек, перед которым я испытываю стыд, его нет рядом, но он есть в моей голове. В процессе нашей жизни особенно в детстве, когда ребенок еще не знает правил жизни, часто бывает так, что взрослые (родители, воспитатели и т.д.) ввергают в переживания стыда, они побуждают чувствовать стыд, пристыживая за какое-либо поведение, либо отказ от него. Многим, наверное, доводилось слышать, как родители провоцируют возникновение стыда в своем ребенке, говоря ему: “ Как тебе не стыдно? Тебе должно быть стыдно за свое поведение.” и т.д.. И, как следствие, в ребенке развивается ощущение, что он какой-то не такой, другие лучше. Соответственно такому человеку в дальнейшем намного сложнее будет сближаться с другими, выражать себя, свое мнение. При этом потребность иметь близость, предъявлять себя, никуда не девается. Но возбуждение, сопутствующее этой потребности, будет блокироваться тревогой, стыдом быть неуместным или не столь ярким, компетентным и т.д.

С одной стороны регулируя возбуждение, стыд выполняет защитную функцию. Он показывает нам на возможную опасность быть не принятым, обсмеянным, униженным, другим. Он оберегает целостность личности, выступая регулятором поведения, направленного на сохранение или увеличение дистанции. В действительности, в сближении, в предъявлении себя всегда есть риск, мы не знаем последующей реакции со стороны другого, как он отреагирует, и никто нам не гарантирует принятие нас. Но в тоже время, если мы отказываемся от риска, то мы идем на поводу нашего стыда, усиливая его разными пугающими фантазиями. И в этом случае мы становимся узниками стыда, со всеми вытекающими последствиями, о чем ниже будет написано. Но если человек проживает это переживание, представляет свою инаковость (уникальность), то он приобретает опыт подлинно быть в присутствии другого.

СТЫДЛИВОСТЬ
Итак, стыд является переживанием, которое возникает в момент сближения с другим, когда не достаточно самоподдержки, либо поддержки из среды. Неспособность поддержать себя в переживании стыда делает его незавершенным, невыраженным. А любое не пережитое переживание становиться хроническим (О. Немиринский). Понятие хроническое говорит нам о долговременности. Соответственно, хроническое переживание - это длительное по времени переживание. Можно сказать, что это постоянно присутствующее фоновое переживание, которое в определенных ситуациях актуализируется. Любое хроническое переживание, создает напряжение низкой интенсивности, оказывающее воздействие на организм в целом, как на телесную структуру, способствуя развитию телесной структуры и психосоматических заболеваний, так и на личностную структуру, формируя определенные характерные черты. В данном случае мы можем говорить, что хронический стыд формирует такую черту как стыдливость. Стыдливость - это непрожитый стыд. При выраженном состоянии стыдливости бывает достаточно только представить, как выделяешься из фона, оказываешься в центре внимания, либо вспомнить определенную ситуацию, как тут же возникает стыд. Не говоря о том, что стыд может возникать от случайного «пойманного» на себе взгляда другого.

Поэтому такие люди стараются избегать ситуации, которые могу привлечь внимание, а если такое происходит, то они желают одного, чтобы внимание людей скорее было переведено на кого-то другого. Им свойственно сдерживать экспрессию, проявление чувств, мыслей, желаний. Чаще всего они предпочитаю молчать, не высовываться, боясь проявить активность, инициативу, сделать или сказать что-либо. Часто они оправдывают такое свое поведение словами «молчи, сойдешь за умного». Им настолько стыдно оказаться неуместными, несовершенными, неинтересными, выглядеть в глазах окружающих неуспешными и неидеальными, потерять уважение или расположение других, что они избегают (чаще бессознательно) любой ситуации, где такое возможно. Встреча со своим стыдом для них является по-особому сложной, так как они начинают испытывать стыд за свой стыд. Стыд стыда ввергает в очень тяжелое состояние. Ярким примером стыдом стыда был недавний случай в моей практике. Клиентка, назову ее Катей, первоначально обратилась с расплывчатым запросом о неудовлетворенности жизнью. В ходе первых сессий она не раз отмечала про сложности в отношениях со свекровью (матерью мужа). Она испытывала к ней раздражение, злость, и, по словам клиентки, свекровь ее “бесила”. После прояснения, что же ее не устраивало так в свекрови, выяснилось, что свекровь была успешна в социальном плане, умна, красива, у нее всегда был порядок в доме, к тому же она стройна и по сей день, не смотря на возраст, занимается спортом, ее уважали и ценили на работе. На мои прямые вопросы, что же так Катю бесит в ней и не зависть ли это? Она утвердительно отвечала, нет, не завидует и не понимает, что конкретно ее бесит, но «бесит все!». Понимая, что прямыми вопросами я не смогу достичь понимания и не помогу ей осознать, что с ней происходит. Я предложил ей нарисовать свекровь, а потом рядом себя. Описывая рисунок, отмечу, что свекровь на рисунке была выше, стройнее и больше прорисовано разных деталей гардероба, себя она нарисовала просто (без особых деталей). Когда я предложил ей посмотреть на рисунок и сказать, какие чувства у нее вызывают оба персонажа, она покраснела и стала съеживаться. На мой вопрос, что с ней происходит, она ответила: «Я проста». После этих слов она не просто заплакала, она разрыдалась. И в этом рыдании, единственное, что она сказала: «Мне так стыдно, за свои стыд». Стыд стыда охватил ее. Увидев отличия между собой и свекровью, интерпретируемое ей не в свою пользу, она провалилась самоистязание. Стыд стыда - это токсическое состояние, при котором человек начинает изнутри себя сжигать, истязать. Не позволяя себе испытывать стыд, застенчивость, смущение или другие чувства, человек еще глубже проваливается в эти переживания или маскирует это агрессией или другими реактивными образованиями. «Некоторые нарциссические личности очень горды, очень уверены, запрашивают комплименты, занимают властные позиции в обществе, для того, чтобы их лучше видели, их показывают по телевидению и т.д. Однако, это может быть реактивным образованием, в ответ на то, что они единственные, на самом деле, знают какими ничтожествами являются. И они все делают для того, чтобы спрятать это». Ж.М. Робин.

Отказ от проживания стыда делает его хроническим, что приводит к существенным трудностям, ухудшая качество жизни во всех сферах. Еще один пример. Татьяна, ее трудность заключалась в том, что она при любом легком возбуждение начинала испытывать стыд, феноменологически это проявлялось в покраснении, что только усиливало ее стыд. Она настолько этого стыдилась, что даже не позволяла выйти на улицу без особой необходимости. В свои 28 лет она, не смотря на внешнюю привлекательность и эрудированность, не была замужем, и у нее не было мужчины. При этом она работала, и по роду своей деятельности ей много приходилось общаться с клиентами. На мои вопросы, как же она общается с клиентами? Не стыдно ли ей? Не смущается ли она их? Она убедительно ответил: «Нет!», и добавила, – «Я же просто объясняю им то, что я хорошо знаю». Получается, что находясь в «скафандре» своей профессиональной роли, она чувствовала себя безопасно, ей не нужно было предъявлять СЕБЯ. Все ее взаимодействие сводилось к техническому процессу вопрос-ответ. Мне это напоминает работу робота или компьютера, когда набираешь вопрос, получаешь ответ. В начале нашей работы она всегда садилась с искоса, в пол оборота, как бы отворачиваясь от меня, практически не смотря на меня. На мои предложения сесть прямо, она говорила, что ей так неудобно. Вся моя работа на первом этапе сводилась к очень бережному отношению к ее закрытым границам. Потребовалась немало времени, чтобы она смогла «развернуться» ко мне и переносить мой взгляд.

Как может выстраиваться работа с переживанием стыда? Конечно, не возможно все перечислить, поскольку с каждым клиентом работа требует индивидуального подхода и к тому же мои лучшие интервенций спонтанны. Но я попытаюсь кратко дать основные ориентиры. В первую очередь важно помнить, что стыд тяжелое переживание. А значит не стоит заниматься его амплификацией, но и игнорировать его тоже не следует. Темп, который я выбираю, более замедленный. Так же важно помнить, что стыд проявляется тогда когда не хватает как поддержки от среды, так и не достаточно самоподдержки. Отсюда, во-первых, необходимо создать безопасное поддерживающее пространство. Это предполагает создание доверительной, свободной атмосферы в кабинете где идет прием, например, я разрешаю садиться клиенту не напротив меня, а немного с искоса, как было описано в примере выше в пол оборота от меня (если условия позволяют, то можно предложить несколько вариантов, как хотелось бы клиенту). Не стоит фрустрировать их желание в большей дистанции на первых сессиях. Поскольку одна из главных их трудностей это трудность в сближений, то позвольте им приближаться к вам в своем темпе. Когда они будут себя чувствовать более безопасно, повысится их уровень доверия к вам, они сами начнут сближение. Я думаю, вы прекрасно понимает, что речь не идет о созданий дружеских отношений и черезмерной комфортности, все действия продиктованы терапевтическими задачами. Но как бы мы не создавали атмосферу безопасности этого может быть не достаточно, чтобы клиент ощущал самоценность и устойчивость, при контакте с другими. Поэтому второе, о чем мы должны постоянно помнить это работать над формированием у клиента способности к самоподдержке и устойчивости при сближений с другим. Но перед тем как работать над сближением, важно научить клиента более целостно осознавать себя, свои границы. Для этого на первом этапе полезно разворачивать клиента к самому себе, это способствует развитию осознавания своих границ и себя в целом (тела, ощущений, чувств). Особое внимание мы уделяем, когда клиент испытывает радость, уверенность, или даже гордость, мы фокусируем его внимание к данным переживаниям, помогая ему более явно ощутить их в теле и пережить. При необходимости, мы можем также использовать различные эксперименты, направленные на развитие и поддержание его самоценности. Этим самым мы способствуем развитию его более целостному восприятию себя, мы помогаем клиенту, постепенно перейти от самокритики и самоугнетения себя, к принятию своей ценности и уникальности.

В заключение хочу еще раз отметить, само по себе чувство стыда не содержит в себе чего-то негативного, направленного против личности. Мы не можем его не испытывать, поскольку все мы в чем-то несовершенны и неидеальны. Стыд как фиговый листок скрывает наши тайны от мира. Но если человек убирает этот фиговый лист, рискует предстать пред другим, как он есть, то в этом случае он начинает не только проживать стыд, но жить в полном смысле этого слова. P.S. Когда я стал исследовать тему стыда, то увидел, насколько она экзистенциальна и важна. В этой статье я не рассмотрел еще много аспектов, связанных со стыдом. Много вопросов остались без ответа и меня это вдохновляет на продолжение.
 

Цитата

Не будь зимы - мы бы так не радовались приходу весны; не будь разочарований - мы бы не ценили то хорошее, что приносит нам жизнь.
Анна Брэдстрит